USD 75.1996 EUR 91.1946
+7 (495) 99-888-96
Заказать бесплатный звонок
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Наш специалист свяжется с Вами в самое ближайшее время!

Заявленные Минюстом законодательные инициативы в области взыскания: насколько они актуальны?

21.10.2020

С любопытным материалом «Чего ждать должникам и коллекторам от законодательных инициатив в области взыскания» выступил на страницах Banki.ru гендиректор коллекторского агентства ID Collect (входит в IDF Eurasia) Александр Васильев. В этой связи издание специально предупреждает читателя: авторское мнение может не совпадать с редакционным. Автор, в свою очередь, подчёркивает, дескать, это не резонёрство, а точка зрения одного из отраслевых операторов, основанная на объективных реалиях и собственном восприятии.

Любопытен материал тем, что здесь приводятся суждения из первых уст относительно величины штрафов, нарушения тайны переписки (телефонных разговоров) в интересах дела, а также прочих последних «ноу-хау» коллекторской деятельности.

Сейчас налицо проявление законодательной инициативы по поводу регулирования рынка взыскания. Желание навести порядок в данной сфере похвально. Одни предложения находятся в стадии обсуждения и утверждения, другие уже вступили в силу. Как бы то ни было, в поднятой проблеме имеется множество подводных течений и потенциальных угроз. Чтобы во всём этом разобраться, одной статьи недостаточно, но всё же…

  1. При нарушении норм общения с заёмщиком Минюстом предложено уполномочить приставов запрещать взыскателю пользоваться коммуникативными средствами на период до 60 суток (проявление хамства, контакт в нерабочее время). Эта прогрессивная мера, которую можно лишь приветствовать, предпринимается с целью отстаивания суверенных прав заёмщиков. Хотя представители коллекторских организаций восприняли её без энтузиазма. Например, они требуют чёткого и внятного разъяснения формулировки «неуважительное общение с должником». Впрочем, всё направленное на оптимизацию реноме коллекторов в российском государстве пойдет на пользу службе.
  2. Следующее пожелание Минюста заключается в том, чтобы вменить в обязанность коллекторам вместо ФИО оперировать их идентификационным шифром. Дело в том, что среди должников бытует практика распознавать коллектора посредством получения его персональных данных, находящихся в свободном доступе. В итоге тот подвергается личному прессингу. Это довольно масштабное явление, которое надо устранить, поставив заслон сторонникам нецивилизованного выяснения отношений. Причём незнание упомянутых сведений не послужит должнику преградой при возникшем намерении подать жалобу на исполнителя. В общем, будут соблюдены интересы обеих сторон.
  3. Кроме того, предложено узаконить термин «робот-коллектор» и в начале звонка от автоинформатора обязательно предупреждать абонента, что тот общается с говорящим электронным устройством. Это позитивный момент сервиса, ибо в настоящее время далеко не все понимают, что им звонит не человек, а робот. Коллекторам это даёт возможность лишний раз продемонстрировать, что они не вводят народ в заблуждение. Пока же в ходе учёта установленных лимитов на частоту коммуникации с должниками существует традиционная неразбериха. Автоматическое оповещение и звонки от операторов-сотрудников квалифицируются по-разному: одни разделяют их, а другие не считают это нужным, что влечёт за собой наложение штрафов.
  4. Руководство страны предложило ужесточить ответственность кредиторов (или коллекторов, действующих в их интересах) за допущенные в ходе процедуры взыскания нарушения. Рекомендуется повысить размер штрафов до 200 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юрлиц против действующего «потолка» соответственно в 100 тыс. руб. и 200 тыс. руб. Порядочным игрокам опасаться нет причин, зато незаконная коллекторская деятельность в той либо иной форме будет пресечена. Правда, в какой степени окажутся продуктивными эти методы в плане соотношения их значимости и реальной отдачи – неизвестно. Ясно одно: действовать надлежит решительно, вводя адекватную и справедливую ответственность, включая уголовное преследование. Во всяком случае, любое усиление ответственности влечёт сокращение количества прецедентов, то есть жертвы чрезмерного усердия коллекторов отпразднуют своеобразную победу.
  5. В Минюсте также бытует мнение обязать владельцев социальных сетей, мессенджеров, электронных почт в интернете и прочих электронных средств коммуникаций, а также операторов мобильной связи предъявлять судебным приставам информацию, касающуюся воздействия коллекторов на заёмщиков. Указанная мера довольно щекотлива и спорна; впрочем, профессионалам, работающим в правовом поле, бояться нечего. Во всемирной паутине они общаются с официальных сайтов от собственного имени, не скрываясь. Но если данную затею хорошенько проанализировать насчёт нарушений и обнаружения «черных» коллекторов, значительного, а тем более тотального эффекта здесь едва ли следует ожидать: нечистоплотные представители рынка в ходе общения тщательным образом маскируются, используя фейковые посадочные страницы, что затрудняет выведение их на чистую воду. Вместе с тем, санкции в отношении телефонных операторов скажутся пагубно. В данном случае налицо противоречие: что конкретно является взаимодействием с должником? Фактически таковым достаточно считать собственно факт соединения с абонентом (без общения).
Надобность в совершенствовании определённых правовых принципов коллекторской деятельности в настоящий момент, бесспорно, назрела. И на первом плане в этом вопросе фигурирует их юридическая сбалансированность. Во многом именно благодаря данному обстоятельству общество рано или поздно почувствует, как далеко мы продвинемся (или не продвинемся) в направлении развития культуры взыскания.

Для справки: ID Collect функционирует с 2017 года и способствует возврату сумм задолженности по всей территории РФ. Организация выкупает просроченную задолженность у несостоятельных финансовых учреждений, возвращая средства в досудебный и судебный срок. Её персонал применяет высокие кибер-технологии, плодотворно реализуя инновационные IT-проекты. Топ-менеджеры ID Collect обладают достаточными навыками обращения с просроченной задолженностью и имеют определённый авторитет среди партнёров. В 2019 году компания стала членом ассоциации НАПКА.

Все темы