USD 69.7114 EUR 77.6376
+7 (495) 99-888-96
Заказать бесплатный звонок
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Наш специалист свяжется с Вами в самое ближайшее время!

Как много людей могут самостоятельно принимать грамотные финансовые решения?

21.04.2020

Опрос, который был проведен CFP Board, показал интересную статистику касательно финансовых решений. Например, то, что финансовые консультанты и их клиенты оценивают степень сложности принятия тех или иных денежных решений совершенно по-разному, со своей точки зрения. Что касается траты средств, то здесь их оценки примерно совпадают — 77% клиентов принимают подобные решения легко и считают, что в этом нет ничего сложного. Консультанты подтверждают эту статистику тем, что их клиенты фактически не испытывают трудностей в этом вопросе. Но когда речь заходит об инвестициях, сбережениях, оценки бывают противоположные у этих двух сторон.

Мнения финансовых консультантов и их клиентов

78% клиентов заявляют о том, что сберегать, копить, вкладывать деньги достаточно легко. Но консультанты считают обратное. Их мнение таково, что всего лишь 39% клиентов принимают действительно правильные решения касательно сбережений средств и делают это легко, без подсказок и помощи. Когда речь заходит об управлении активами, то здесь оценки расходятся еще больше. 88% клиентов говорят о том, что активами управлять совсем несложно. Но консультанты настаивают на том, что на самом деле очень малый процент людей способен принимать здравые самостоятельные решения — только 30%, не больше.

Как избежать проблем с принятием финансовых решений?

Консультанты считают, что клиентам нужно составить правильный личный финансовый план и следовать ему строго, не уклоняясь и не давая себе поблажки. Особенно яркий эффект от планирования виден, когда человек не может удержать у себя средства по разным причинам. Одной из таковых является ряд форс-мажорных ситуаций, когда появляются многочисленные необходимые расходы, которые сложно контролировать. В большинстве случаев у человека есть долгосрочные финансовые планы, мечты, но его жизнь им не соответствует — он тратит деньги и не заботится о том, чтобы часть из них отложить. Или же он не привык следить за тем, куда уходят средства, не ведет им учет. Об этом говорят финансовые консультанты, наблюдая за тем, как в реальности поступают их клиенты.

В чем кроется проблема?

И, конечно же, большое количество людей не считают, что у них есть какие-то проблемы. Они заявляют, что у них все в порядке. Но исследования показывают, что оценка профессионалов дает точное понимание, что происходит в жизни клиентов. Данные FINRA открывают нам такую картину: 76% американцев утверждают, что у них достаточно высокие знания по теме личных финансов. Но, когда им задали несложные вопросы, чтобы проверить их слова на истинность, то только 34% ответили на четыре из пяти вопросов правильно.

Тем самым выяснилось, что проблема кроется в завышенной самооценке касательно финансовых вопросов. Что бы ни говорили психологи, то здесь такая самооценка может стать серьезной преградой, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Если человек считает, что он грамотен и хорошо ведет свои финансовые дела, вряд ли он захочет тратить время на то, чтобы их улучшить, начать обучаться. Также клиент, который уверен в собственных знаниях и умениях, не будет составлять личный план, тем более следовать ему, и никогда не обратится за помощью к профессионалам.

Сложности в работе с клиентами

Статистика показала, что только 21% клиентов из всех опрошенных CFP Board понимают, что без специалиста они справиться самостоятельно не могут. Они согласны с тем, что им нужна помощь и готовы довериться консультанту по вопросу разработке финансового плана. Но и после этого не все бывает так гладко. Те, кто согласились и заказали услугу, приносят консультантам множество хлопот. Специалисту постоянно приходится уговаривать клиента, объяснять реальное положение вещей и преодолевать сопротивление.

Таким образом, работа над документом превращается в нечто затяжное и мучительное. Положение усугубляет халатное отношение клиентов к процессу: они порой дают неправильные сведения, не предоставляют все данные, которые нужны для работы над документом. Также скрывают свои привычки, которые плохо сказываются на расходах средств, что еще больше усложняет процесс составления плана.

Какова ситуация в России?

В России, как и в США, примерно такая же ситуация — она фактически ничем не отличается. Во время опросов виден такой же разрыв во мнениях, проблемами являются чрезмерно высокая самооценка клиентов, отсутствие знаний и опыта в принятии правильных финансовых решений. И здесь так же учебные курсы, финансовые услуги не пользуются особым спросом. Члены Ассоциации НЛФС говорят о том, что финансовый план не вызывает интереса у клиентов, даже когда находится в составе полного пакета услуг.

Сейчас многие твердят о том, что экономика в стране ухудшится. Из-за этого доходы у людей резко упадут, усугубится проблема безработицы. В этой ситуации еще больше возрастает вероятность того, что люди начнут принимать слишком поспешные и неправильные финансовые решения.

Хочется надеяться, что новые условия повлияют на многих положительно, и некоторые потребительские привычки уйдут или изменятся. Аналитики прогнозируют изменение структуры расходов, а также то, что население начнет более рационально использовать свои ресурсы. Имеется в виду то, что сложившиеся события научат людей меньше тратиться на развлечения, одежду и взять ответственность за расходы.

К сожалению, статистика прошлых лет неутешительна. Во время предыдущих кризисов люди так и не изменили свои финансовые привычки. После кризиса в 2008 году людей, которые вели учет финансов, уменьшилось на 4%. При этом 56% признались, что абсолютно не занимаются учетом собственных средств. Из этого видно, что люди, пережившие кризис, не научились использовать деньги рационально. А по последним результатам опроса оказалось, что 63,3% населения не позаботились о том, чтобы иметь сбережения на «черный день». У оставшегося малого процента есть сбережения, но их хватит для жизни примерно на 2-6 месяцев.

Видимо, ни кризисы, ни дни благоденствия ничему не учат людей. Помочь в принятии правильных финансовых решений могут только профессионалы, если к ним захотят обратиться. Стоит куда более сложный вопрос — убедить людей в том, насколько важно научиться управлять своими средствами.

Все темы