USD 64.3008 EUR 69.4191
+7 (495) 99-888-96
Заказать бесплатный звонок
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Наш специалист свяжется с Вами в самое ближайшее время!

Кредитование в 2020 году: цифровое будущее неизбежно

13.02.2020

Популярность потребительских кредитов у россиян последние несколько лет стремительно наращивает обороты, притом речь ведется в первую очередь о необеспеченных займах (без залога в виде жилплощади, авто и проч., без поручительства). По статистике ЦБ, в минувшем году темп роста таких кредитов слегка снизился в сравнении с прошлыми периодами, тем не менее он всё еще представляет собой двузначное число. И особенно полюбились гражданам РФ кредитные карты и кредиты наличными.

Стоит отметить в этом отношении и еще один важный момент – налицо устойчивая тенденция к развитию digital lending и к появлению новых продуктов в данной сфере. К примеру, карты рассрочки охотно выдаются многими крупнейшими банками и не менее охотно используются россиянами. Притом популярность POS-кредитования (оформления займа на приобретение товара прямо на месте продажи) снижается. Причина всему кроется в продуктовой конкуренции, развитие которой оказало заметное влияние на рынок потребительского кредитования. По утверждению экспертов, указанная тенденция не преломится и в наступившем году.

Для чего и почему россияне берут кредиты?

Если опираться на статистические данные Банка России, то более половины работающего населения нашей страны (точнее – 54 %) имеют кредиты. В подавляющем большинстве случаев это либо ипотека, либо заем наличными. Растет доля тех россиян, которые используют одновременно несколько кредитных продуктов, к примеру выплачивают ипотечный заем и распоряжаются средствами на кредитной карте. Чтобы хотя бы слегка «охладить» этот рынок, ЦБ РФ за минувший год два раза принимал соответствующие меры. Сначала, весной 2019-го, Банком России были введены повышенные риск-коэффициенты по высокомаржинальным потребительским ссудам; затем, осенью 2019-го, добавился ПДН (показатель долговой нагрузки) в отношении заемщиков, планирующих кредитоваться на сумму, превышающую 10 тысяч рублей. Такие меры, как отмечает госрегулятор, помогли снизить прирост необеспеченных потребкредитов в нашей стране по сравнению с 2018-м – значение этого показателя составило 19 % за прошлый год.

На текущий момент можно уверенно утверждать, что потребительское кредитование уже сыграло значимую роль в развитии экономики РФ: именно благодаря таким займам был профинансирован так называемый отложенный потребительский спрос. В частности, как сообщает Росстат, это привело к росту оборота розничной торговли на 2,3 % (данные на середину IV квартала 2019 г.). В особенной мере рост затронул сектор непродовольственных товаров, поскольку, как показывает практика, чаще всего потребительские займы используются россиянами для покрытия расходов на строительство, ремонт, для покупки личного автомобиля, чуть реже – для приобретения мебели, бытовой техники. Всё большую популярность приобретают кредитные карты – ими граждане РФ могут расплачиваться где угодно, в том числе с целью совершения крупных бытовых покупок, без привязки к конкретному магазину. Рост распространенности кредиток связан еще и с тем, что многие из них подразумевают под собой предоставление беспроцентного периода и/или кешбэка, в том числе повышенного. А после появления на рынке сравнительно нового для россиян продукта – карт рассрочки – наши соотечественники активно стали использовать и такой вариант.

Все эти факторы в совокупности и обусловили снижение интереса российских потребителей к классическому POS-кредитованию, по сути, ограничивающему их выбор стенами конкретной торговой точки.

Что будет дальше?

В настоящее время очевидно, что борьба за потребителя на рынке происходит не между банками, как было ранее, а между конкретными кредитными продуктами. Так, нередки ситуации, когда клиент имеет сразу несколько кредитных карт для разных целей: одну он использует для повседневных трат (покупка продуктов, бытовой химии, проч.), вторую – для расходов, предполагающих повышенный кешбэк, третью – для совершения крупных приобретений (как правило, такие карты имеют большой беспроцентный период). Это логичным образом сформировало

Все темы